Универсальный кильчеватель с функцией зимнего хранения черенков

Саженцы винограда в емкостяхВ скором времени мы приступим к укоренению черенков винограда. Есть масса способов укоренения, и каждый из нас выбирает удобный ему способ. Одним из самых продуктивных и надежных способов укоренения черенков винограда следует признать кильчевание.  Главным недостатком этого способа укоренения черенков винограда является относительная сложность конструкций и необходимость создания специальных условий для кильчевания. Мне посчастливилось познакомиться с оригинальной конструкцией кильчевателя, которой со мной поделился наш коллега виноградарь из Башкортостана Лопин Владимир Николаевич. Должен признать, что ничего похожего мне до сих пор не встречалось. Решение действительно оригинально, а сам кильчеватель удобен в эксплуатации и универсален, поскольку по совместительству является и великолепным хранилищем для черенков. Впрочем смотрите сами. Владимир Николаевич любезно дал согласие на публикацию своего письма. Возможно, вы и не изготовите такой же самый кильчеватель, но сама идея вам обязательно понравится, и вы сможете использовать ее в своих конструкциях.

А. Мчедлидзе

Письмо автора кильчевателя

Хочу  показать вам свой кильчеватель. Кильчевателей в наше время придумано много и всем им необходимо холодное помещение. Это подвал, лоджия и т. д.,  а также набор всяких подогревов и автоматики. Это постоянный контроль за влажностью и температурой, что для работающих людей не очень удобно. У меня все намного проще.

Мой кильчеватель не надо тащить в подвал, погреб или на лоджию. Кильчеватель находится у вас дома в шаговой доступности и ни чем не портит  интерьер вашей квартиры. А самое главное – отсутствие всякого подогрева и автоматики.  Как он устроен видно на фото внизу.

Придя домой с работы, не надо бежать в подвал, проверять, как там мои черенки поживают. Вы в комнатных тапочках подошли, посмотрели, что все в норме, и пошли отдыхать. Кильчевание проходит в комфортных условиях для корней при температуре 21-22 градуса. И эта температура зависит, от того, как вы заклеили окна скотчем на зиму. При таком кильчевании корни не испытывают стресса при пересадке. Температуру в теплице при пересадке в стаканчики я держу на уровне 21-22 градусов.

У моего кильчевателя есть еще ряд достоинств. Во-первых,  я забиваю его черенками, которые хранятся в нем всю зиму. Если необходимо, можно все лето. Во-вторых, кильчевать можно в любое время года, хоть в июле. В-третьих,  закладку черенков на кильчевание можно делать разными по объему партиями, а также с интервалом во времени. Делаем закладку в одну гильзу, допустим пятого февраля, следующую девятого февраля и т. д.  Получаем интервал во времени, и используем этот перерыв для спокойной посадки черенков на место, будь то стаканчики, или школка.

Процесс изготовления моего кильчеватора не сложнее чем других. Я, не имея навыков жестянщика, собрал его за два выходных дня. Себестоимость не высокая. Всем удачи!

Республика Башкортостан  г. Кумертау
Лопин Владимир Николаевич
E-mail: ka322@rambler.ru

Устройство и работа с кильчевателем (фото)

Общий вид кильчевателяЗимнее хранение черенковКильчевание плюс хранениеРулон с черенкамиПервый осмотр черенковЧеренки готовы к посадкеГотовые к посадке черенкиГотовые к посадке черенкиГотовые к посадке черенки

Универсальный кильчеватель с функцией зимнего хранения черенков: 26 комментариев

  • 23 февраля 2013 в 16:05
    Permalink

    Привет!!!хотелось бы более подробно узнать конструкцию самих гильз,на фото черенки полностью засыпаются в опилки.Влажность опилок по всей засыпке одинаковая или нет.Если можно напишите .Заранее благодарен. Сама идея мне понравилась.

    Ответ
  • 23 февраля 2013 в 16:31
    Permalink

    Добрый день Александр.С праздником Вас С Днем отечества,здоровья ,удачи и виноград хорошо перезимовал.Спасибо за кильчеватель. Интересная модель неожиданная,а где почитать немного о его работе.

    С уважением,Олег.

    Ответ
    • 23 февраля 2013 в 20:40
      Permalink

      Спасибо за поздравление. Я надеюсь, что Владимр Николаевич сам ответит на некоторые вопросы. Но мне кажется, что принцип работы ясен из фотографий. Холодильник включен. В общей камере всегда поддерживается равномерная небольшая плюсовая температура, например, +4. Это идеальные условия для хранения и сдерживания распускания глазков. В период хранения термоизолирующаяя крышка (слева) закрыта, и черенки полностью находяттся в холоде.

      Если черенки в гильзе поместить пятками наружу, а крышку снять, то глазки останутся в холоде, а пятки окажутся при комнатной температуре. Во влажной среде это очень подходящие условия для корнеобразования. Ни субстарат, ни сама конструкция гильз, на мой взгляд, решающего значения не имеют. Главное — совершенно шикарная идея!

      Ответ
  • 23 февраля 2013 в 18:53
    Permalink

    Слава и большая похвала автору!

    Ответ
  • 23 февраля 2013 в 19:31
    Permalink

    Да ,интересно,корешками в комнату? а сам холодильник не включен? и как часто надо посматривать что бы плесень не образовалась? в работе для мужчин труда большого нет,,,,сужу по своему мужу,,,,, а вот сама идея ,большой похвалы заслуживает,здоровья вам и новых идей,спасибо ,а мы прошлым летом 2 холодильника выбросили на даче,

    Ответ
  • 24 февраля 2013 в 10:49
    Permalink

    С прошедшим праздником, здоровья и удачи во всех делах. Очень интересная идея, однако температура в контейнере по всему объему будет одинакова или с небольшой разницей достаточно ли этого будет для кильчевания, возможно там какая-то мембрана существует, но сама идея шикарная С уважением
    Павел

    Ответ
  • 24 февраля 2013 в 14:43
    Permalink

    Великолепно!Хвала светлой голове и живым мозгам.

    Ответ
  • 24 февраля 2013 в 16:48
    Permalink

    Добрый день! Идея, конечно, шикарная. И очень подходит для тех, кто занимается виноградом профессионально и в серьёзных масштабах. А если надо укоренить 5-10 черенков? Абсолютно согласен с тем, что в таком случае можно обойтись и без кильчевания. Но если очень хочется, то можно воспользоваться методом Натальи Пузенко, о котором рассказал Александр Мчедлидзе. Я проверил этот способ. Работает прекрасно. 22 января я взял два «никудышних» черенка, которые хранил в холодильнике, толщиной около 5 мм, длиной 23-25см, сорт похож на Кодрянку (брал у соседа по даче ,а он и сам не знает что это), вымочил их,затем прямо по нижней почке сделал двусторонний клиновидный срез,(вверху осталось по 2 почки) сделал бороздование и на сутки поставил нижней частью см на5-7 в раствор «Корневина». Затем опудрил нижний срез сухим «Корневином» и втёр его в борозды.(У кого-то об этом читал)Верхнюю часть черенков кисточкой покрыл растопленным парафином не покрывая почек. Черенки нижней частью завернул во влажную трикотажную ткань на 8-10 см,а затем эту же нижнюю часть завернул в пакет для сохранения влаги. Ну а далее сама идея Н. Пузенко. Черенки положил горизонтально на тарелку и поставил их на шкаф. Один раз в2-4 дня снимал разворачивал промывал ткань и опять на шкаф. Через 2-2,5 нед. появился каллюс. Я решил посмотреть, что будет дальше. Когда стал разворачивать через 4 дня, то корни уже вросли в ткань. Выбросить рука не поднялась. Кое-как выдрал черенки и посадил в опилки. Ничего, растут.
    Мне кажется метод Пузенко и вышеописанное кильчевание в холодильнике имеют одну общую особенность, в обоих случаях черенки находятся в горизонтальном положении.
    Буду рад, если вышесказанное кому-то пригодится.
    Заодно хочу поблагодарить А. Мчедлидзе за диски по выращиванию винограда. Я начинающий и мне они дали очень много полезной информации. Спасибо.
    Александр г.Белгород

    Ответ
    • 25 февраля 2013 в 11:19
      Permalink

      Спасибо за подробную информацию. Я сейчас в режиме ожидания — черенки уже две недели в шкафу , но я стараюсь их не беспокоить ( в прошлом году своим через чур пристальным вниманием загубил их на корню). Хотелось бы уточнить — через 4 дня после образования каллюса уже вырастают корни и пора их высаживать ?

      Ответ
  • 24 февраля 2013 в 17:07
    Permalink

    Прошу прощения, не написал главного. Во время кильчевания на шкафу почки только чуть-чуть набухли.

    Ответ
  • 24 февраля 2013 в 18:07
    Permalink

    За идею и воплощение — высший балл автору!
    Не оскудела земля на умельцев!
    Ну а Александру Лахваровичу — большая благодарность за публикацию!

    Ответ
  • 25 февраля 2013 в 12:52
    Permalink

    Здравствуйте Александр! Благодарю Вас за опубликованную статью о моем кильчевателе.
    Я постараюсь ответить на вопросы читателей вашего сайта. Первый вопрос о конструкции гильз. Гильзы изготовлены из оцинкованного листового металла. Торцы гильз находящиеся в холодильной камере заглушены. По швам нанесен герметик. Мембран и клапанов нет. Опилки должны быть влажными. Не в коем случае не МОКРЫЕ. Внутри холодильника ХОЛОД плесень отсутствует. Частый контроль не требуется. После закладки через 12-14 дней делам контрольный осмотр. Как показала практика через 18-20 суток черенки готовы к посадке.

    Ответ
    • 19 августа 2016 в 23:34
      Permalink

      Уважаемый Владимир Николаевич. Идея великолепная! Дай Вам Бог Здоровья и новых рационализаторских предложений. Скажите пожалуйста , а другие культуры,скажем черенки вишни,груши, лещины, не пробовали таким образом возбудить к росту корней??? Благодарю за ответ.

      Ответ
  • 25 февраля 2013 в 13:18
    Permalink

    Здравствуйте Александр Лахварович. Посоветуйте мне когда выносить из подвала на доращивание или пересадку саженцы укоренившиеся в контейнере и не высаженные в грунт а поставленные на зиму в подвал для последующей высадки весной на участке. Заранее спасибо.

    Ответ
    • 26 февраля 2013 в 23:10
      Permalink

      Это напрямую зависит от Ваших условий. Если саженцы укоренялись в прошлом сезоне, я не стал бы торопиться с выносом в тепло, поскольку стартуют они очень мощно, и им понадобится много места и света.

      Мне трудно советовать заочно, не зная Ваших возможностей. У меня для этих целей есть тепличка. Я выношу, примерно, за 4-5 недель до высадки с перевалкой в большую емкость. Если такого простора нет, то, я думаю, не стоит выносить раньше, чем за 2-3 недели до высадки.

      Ответ
  • 25 февраля 2013 в 18:08
    Permalink

    Здравствуйте Александр Лахварович.
    У меня 8 кустов винограда, которые я выращиваю два года. Я начинающий виноградарь-пенсионер.Прошедшим летом сняла урожай одну единственную кисточку.В это лето может получу больше.
    Мне очень понравились Ваши два первых фильма,для меня просто необходима эта информация и ваш опыт!
    Спасибо за «разжевывание» материала,вроде все поняла,но уже вторую весну я не могу справиться с черенкованием — мои черенки плесневеют и приходится выбрасывать.Хранила в низу холодильника, завернутые во влажные газеты. Не помогла промывка в марганцовке,после которой некоторые череночки все же пробовала укоренять двумя способами: заворачивала в трикотажную тряпочку, ставила в темную баночку. И при укоренении тоже заплесневели. Наверное из-за неправильного хранения. Как-то не удалось выдержать нормальную влажность при хранении. Может быть черенки хранить под снегом, прикопав их в землю? У нас зима суровая в Красноярске.
    Так хочется научиться укоренять.

    Ответ
    • 26 февраля 2013 в 22:51
      Permalink

      Людмила, спасибо за отзыв о моем фильме. Очень хорошо, что Вы задали этот вопрос, поскольку хранение черенков очень важный этап в выращивании саженцев.

      Жаль, что рекомендации по хранению черенков вы интерпретировали как-то по-своему. Я, например, не помню, в каком месте фильма или в каких публикациях я говорил, что хранить надо в холодильнике, завернутыми во влажную газету. Я не применяю увлажняющих материалов при хранении и пересылке черенков именно с той целью, чтобы не провоцировать появление плесени и преждевременное распускание глазков. В первой части фильма я рекомендую хранить небольшое количество черенков в общей камере холодильника, упакованными в полиэтиленовый пакет. То же самое я говорю здесь //vinograd.by/?p=995

      Кроме того, я рекомендую время от времени пересматривать черенки и, в случае появления плесени, не только промыть черенки в растворе марганцовки, но и хорошенько обсушить их. Через пару дней опять достать и проветрить.

      Хочу предупредить: поскольку, черенки хранятся без увлажняющих материалов, обязательно хорошее вымачивание (2-3 дня) перед началом укоренения.

      Еще, перед укладкой на хранение, я обрабатываю черенки 3% раствором железного купороса. Держать в растворе черенки нельзя. Надо только окунуть и сразу же обсушить на воздухе. Тогда у плесени останется еще меньше шансов.

      Людмила, примените эти несложные рекомендации на практике. Уверен, что у Вас больше не будет проблем с хранением.

      Успехов Вам!

      Ответ
  • 2 марта 2013 в 20:32
    Permalink

    ОРИГИНАЛЬНО!Идея заслуживает внимание,а автор уважения!

    Ответ
  • 20 января 2015 в 19:33
    Permalink

    Да! Здорово придумано!Спасибо за публикацию!

    Ответ
  • 4 ноября 2015 в 20:53
    Permalink

    По фото не могу понять как сделана дверца слева и сами крышки снаружи холодильника, которыми закрыты гильзы… дверца слева с термоизоляцией? что-то не могу понять механизм, каким образом корни в тепле получаются, если дверцу закрыть, разъясните пожалуйста, если можно подробнее, для тех кто в танке, т.е. для меня :))

    Ответ
    • 4 ноября 2015 в 23:55
      Permalink

      Татьяна, я не уверен, что Владимир Николаевич сразу же увидит Ваш вопрос, поэтому попробую объяснить, как понял я.

      Если большая часть гильз с черенками находится в холодильнике, то она охлаждается до +4-5. Если выступающая наружу часть гильз ничем не прикрыта, то она будет согреваться комнатным воздухом до +20. Если черенки расположить верхними срезами в холодильник, а нижними наружу, то на подогретой пятке образуются корни, а глазки в холоде не пробудятся.

      Если выступающую часть гильз изолировать от комнатного воздуха утеплителем, например, пенопластом, то температура в ней будет, как в остальной гильзе, и близка к температуре внутри холодильника. Это позволит хранить черенки зимой. Как я понял из фото, теплоизолирующая крышка крепится к корпусу холодильника магнитами. К весне ее просто снимаем, и процесс пошел.

      Ответ
      • 5 ноября 2015 в 02:57
        Permalink

        Спасибо,теперь понятно!
        присоединяюсь к восторженным отзывам о таком изобретении, которые прозвучали выше. Чувствуется творческая мысль! Все гениальное — просто!

        Ответ
      • 20 августа 2016 в 01:04
        Permalink

        Александр, А вот вы как считаете? Ежевика? , смородина? Груша , лещина могут аналогично пустить корни если к ним применить такой же холодильник?

        Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *